Председатель оргкомитета фестиваля «Буряад мориной соло» Саян Шожоев рассказал ЛБ, что традиция петь песни коням была у бурятских кочевников давно. «Пелась она в определенных случаях — когда, например, человек преодолел сложный путь или ускакал от разбойников», — объяснил Шожоев. Владелец исполнял песню для коня в знак благодарности. Отдельные песни были для лошадей, которые участвовали в скачках — причем, как для победителей, так и для проигравших.
Ритуал благодарения коня был довольно длинным. Сначала хозяин окроплял коня молоком и благодарил духов местности. Потом пел песню. И только потом снимал седло с коня и отпускал его пощипать траву.
Хвалебная песня имела определенные слова, состояла из четырёх куплетов, исполнялась на бурятском. Кто-то её пел, кто-то — проговаривал как мантру. Песню надо было исполнять громко — «чтобы духи лесов и степей тоже слышали и радовались». Кочевник начинал со слов «Пусть всё будет хорошо в нашем мире». А потом переходил к достоинствам коня — упоминались густая грива, короткий хвост, далеко видящие глаза, слышашие каждый шорох уши, быстрые ноги.
Высшим достижением считалось, если после песни конь прослезится. «Такие случаи были, — подчеркнул в разговоре Саян Шожоев. — Это значит, что конь услышал, конь принял слова благодарности».
Хвалебные песни лошадям в современной истории Бурятии будут исполняться впервые. Хотя конные соревнования в регионе проводят часто. «Но все они несут чисто спортивный характер, — говорят организаторы фестиваля „Буряад мориной соло“. — Все коня используют, никто в жизни его не благодарит. Мы хотим вернуть всему этому сакральный смысл».
В остальной части «Буряад мориной соло» — более привычные вещи: конные скачки, верховая стрельба из лука, объездка лошади, ловля коня арканом, борьба всадников, джигитовка.