Елене Багаевой 31 год, она работает в школе восемь лет. В 2018 году Багаева вошла в пятёрку финалистов республиканского конкурса «Учитель года». В прошлом — получила диплом 1 степени в региональном конкурсе «Самый самый классный». До этой весны Елена никогда не имела проблем с законом.
Елена Багаева рассказывает, что всё вышло случайно. 23 марта на перемене дети начали эмоционально разговаривать друг с другом о событиях в Украине. Багаева сначала молчала, но потом включилась в обсуждение. «Я пыталась донести, что любая война — это плохо, что нельзя желать смерти украинцам и испытывать к ним ненависть, они такие же люди, как мы», — рассказала ЛБ учительница. В итоге Багаева с семиклассниками проговорила больше сорока минут. «Но мы не потеряли никаких часов, с этим классом мы ушли далеко по темам вперёд, — подчёркивает Елена. — Возможность такого разговора — была. Ну, и в конце ребята согласились со мной — да, надо жить в мире и спокойствии».
Через день мать одной из учениц пожаловалась в школе на Багаеву за «антироссийскую пропаганду». А потом принесла в полицию аудиозапись того самого разговора, которую сделала на уроке её дочь. Аудио было смонтировано — из почти пятидесяти минут осталось восемь. «Все склеено, переклеено так, чтобы максимально меня дискредитировать, — говорит Елена. — Ни одного доброго слова от меня там нет. Фразы из контекста вырваны. Я получилась антисоветчина какая-то». Багаева не знает, почему мать девочки пошла на такой шаг. «Возможно, хотела самоутвердиться за мой счёт», — предполагает Елена.
В середине апреля аудиозапись выложили в интернет. Её начали постить пророссийские паблики. «Ради памяти наших погибших солдат нужно пресекать такие свинские выходки училок», «Теперь начинаешь понимать Сталина за расстрелы во время войны», «Бурятию надо срочно всю пропесочить, там таких выродков полно», — писали пользователи в комментариях.
«Я реагировала на травлю очень болезненно — никто меня так в жизни никогда не оскорблял, — вспоминает Багаева. — А я ещё в положении нахожусь. Я очень сильно переживала. Обсуждалось всё — от моей внешности и национальности до личной жизни. Писали вплоть до „чтобы она сдохла“. Люди, что с вами?!»
На суде, который состоялся в начале мая, Багаеву оштрафовал на 40 тысяч рублей. На судебном процессе она пыталась доказать, что имела право на уроке заниматься воспитанием школьников. Но суд счёл, что Багаева занималась агитацией. «Согласно должностной инструкции учителя английского языка по профстандарту, учителю запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них».
Елена рассказывает, что коллектив школы поддержал её. Сейчас она находится в отпуске — «чтобы сберечь нервы». В июне Елена вернётся в школу, чтобы выпустить свой 11-й класс. В сентябре она уйдёт в декрет. Уволить её по российским законам нельзя.
«Я бы не сказала, что моя зарплата позволяет этот штраф оплатить сразу, но я не бедствую, — говорит учительница. — Это моя ответственность, и я не прошу мне помогать. Да, я приняла это наказание. Главное, чтобы никто меня больше не трогал. Хочется, чтобы меня оставили в покое — и всё».
Елена подала апелляцию, дата пока не назначена.