Посмотрите на эти фотографии внимательно. Это и есть война.
Война — это не современные ракеты, не технологии, не парады. Война — это развороченные дороги, выбитые стёкла, слой пыли на брошенных детских игрушках. Это колонны машин, которые везут «Груз 200».
Представленные ниже фотографии — из фонда снимков, собранного историком Г.А.Шепелевым (Национальный институт восточных языков и цивилизаций, Париж). Их авторы — неизвестные солдаты и офицеры Вермахта. В 1939–1945 годах они сделали множество любительских фотографий, запечатлевших события Второй мировой войны. Вопреки изначальному замыслу авторов (только очень немногие из них выразили в снимках свое критическое отношение к происходившему) сегодня эти фотографии становятся свидетельством совершенных ими военных преступлений, дают нам яркое представление об ужасах войны, служат предостережением против возрождения нацизма, ксенофобии и милитаризма.
Снимки опубликованы в монографии Г.А.Шепелева «Война и оккупация. Неизвестные фотографии солдат Вермахта с захваченной территории СССР и советско-германского фронта. 1941–1945 гг.» Издательский дом «Российское военно-историческое общество», издательство Яуза, Москва, 2021.
Бои за французский город Кале, стратегический порт, шли 24–26 мая 1940 г. 10-й танковой дивизии Вермахта здесь противостояли французский гарнизон, а также британские и бельгийские войска. Город подвергся ожесточенным обстрелам артиллерии и авиабомбардировкам и был взят ценой серьезных потерь со стороны Вермахта.
На снимке два погибших артиллериста у орудия калибра 75 мм (модель 1897 г.), использовавшегося французской армией и во время кампании 1940 г.
Изображение смерти, непременного элемента войны, кодифицировано как в официальной фотографии, так и в частной. Непогребенные тела бойцов Красной Армии — нередкий сюжет у солдат-фотографов Вермахта, который может напоминать о низкой ценности жизни и достоинства противника. Это одна из излюбленных тем нацистской пропаганды, находящая многочисленные параллели и отклики в письмах и воспоминаниях солдат германской армии. В них мы можем встретить и ремарки относительно того, что «русские не хоронят своих убитых» (это происходит в первую очередь из-за поспешного отступления Красной Армии, но многие солдаты Вермахта усматривают здесь «традиционные» или «природные» черты советского врага). Известны запреты командования частей Вермахта хоронить убитых советских солдат.
Тема «красоты» огня, уничтожающего города и деревни, нередко встречается в воспоминаниях солдат и фотографов Вермахта. Этот топос доживет до наших дней. Так, мы находим его в одном из эпизодов и в названии фильма югославского режиссера Срджана Драгоевича (1996) «Красивые деревни красиво горят» («Lepa sela lepo gore»), посвященного войне в Югославии в 90-е гг. ХХ в.
Центр города и другие кварталы подверглись сильным бомбардировкам немецкой авиации 15–16 июня 1940 г., пожары продолжались несколько дней. Часть населения города покинула его при приближении немецкой армии. Город был занят Вермахтом 16 июня 1940 г.
Фото на обложке: Юрий Козырев. Работник кладбища несет многоразовый гроб в хранилище после похорон женщины, погибшей в результате взрыва в Багдаде. Ирак, 31 марта 2003 года.