Памятники Ленину давно не устанавливают и даже не сносят. Ленин — перевёрнутая страница истории. Саянский прецедент — единичный пример за весь постсоветский период. Но в последнее время споры вокруг личностей основателей советского государства, возникают всё чаще.
Как заявил мэр города Саянска, памятник Ленину установили на средства спонсоров по просьбе народа в лице представителей общественной организации «Дети войны». Открывая памятник, Боровский сказал, что в историческом облике Ленина «нет никакого противоречия». Он был основателем нового государства и одновременно — «очень скромным человеком, имел только один орден». Историческим поводом для установки 2,5-метрового монумента стал юбилей основания Саянска. Город был заложен ровно 50 лет назад, в год 100-летия Ленина.
Социологи говорят: растущий запрос на социальную справедливость заставляет людей снова и снова обращаться к фигурам вождей мирового пролетариата. Но теперь вокруг них всё больше эмоций и мифологии и всё меньше исторической правды.
Как Ленин в Усть-Уде сено косил
— Мифы о Ленине до сих пор бытуют в народе, — говорит этнограф, доктор филологических наук Галина Афанасьева-Медведева. Например, в 2015 году в посёлке Новая Уда Усть-Удинского района Иркутской области она записала рассказ Марии Ивановны Костяной 1928 года рождения. (Приводим его с незначительной редактурой и сохранением диалекта рассказчицы)
— Тут на горе Киткай Сталин с Лениным встречались. Да и так встречались, в Старой Ново-Уде. Я помню, Ленин был же с ним, связь имел со Сталиным. Здесь жили, на Киткае. Но тоже боялися же они, от банд всё пряталися.
Парнишку посадят в кусты:
— Сиди, — говорят, — банда поедет, ты свистнешь Ленину, он спрячется.
Как едет банда, он свистит, Ленин — раз! — разденется или женшшиной обрядется и косит литовкой. Банда постоит:
— Не видели такого-то?
— Нет, не видели.
Проедут, он опять косит. И косил сено, людям помогал. Здесь это было, в Старой Ново-Уде.
Конечно, Ленин в Усть-Удинском районе никогда не был, и Мария Ивановна помнить этого не могла. Тем более, Ленин не косил сено, чтобы помочь людям, не прятался от банд и не переодевался женщиной. Но, по словам Афанасьевой-Медведевой, такие сюжеты были распространены в районе достаточно широко. Появились они вокруг исторического факта.
В 1903 году в Усть-Удинский район, в свою первую ссылку попал 24-летний Иосиф Сталин. В деревне Новая Уда вместо трёх лет, он пробыл месяц, а потом сбежал. Известно, что жил ссыльный в доме местной крестьянки Марфы Ивановны Литвинцевой. Позже в Усть-Уде создали музей Сталина в здании бывшей пересыльной тюрьмы. Он закрылся в 1961 году. В 1993 году открылся краеведческий музей, в нём сделали отдельную экспозицию, посвящённую Сталину. Домик Марфы Литвинцевой не сохранился. По воспоминаниям очевидцев, в декабре 1903 года Сталин получил письмо от Ленина.
— По преданиям, Сталин почти каждый день ходил на гору Киткай, за деревней, — говорит Галина Афанасьева-Медведева. — Считается, на горе он обдумывал план побега. Под горой и сейчас стоит беседка, в которой он якобы останавливался. При этом, беседка современная, говорить о какой то исторической достоверности сейчас трудно. Но с горы, в самом деле, видно отдалённый тракт и окрестности. Наверно, здесь можно было обдумывать план побега.
Но как Сталин физически мог ходить на Киткай — тоже вопрос. В ссылку он приехал зимой, в самые лютые морозы, а подходящей одежды у него не было. Сергей Аллилуев, отец жены Сталина, оставил письменные воспоминания. В них он рассказывал, что Иосифа арестовали и отправили в ссылку в демисезонной одежде — в пальто и тонких ботинках. Именно по этой причине не удалась первая попытка побега. Сталин добрался до Балаганска (50 верст от Новой Уды) «с отмороженными ушами и носом», дальше бежать не мог и вернулся. Пришлось предпринять вторую попытку 5 января 1904 года, вот она была удачной.
В Усть -Уде пытаются эксплуатировать историческую память. Здесь есть крестьянское хозяйство имени Сталина. Местные энтузиасты хотят восстановить музей Сталина. К 9 мая портреты Сталина появились на центральных улицах Иркутска.
Полноценная мифология
— Общую версию происхождения нового «культа личности» и обновленного идейного сталинизма в России XXI века можно считать канонической, ибо ее разделяет большинство задумывающихся об этих феноменах, — говорит историк Сергей Шмидт. — В стране стремительно формируется запрос уже не столько на то, чтобы «порядок был», и даже не на международно-политическое величие отечества, сколько на элементарную социальную справедливость.
И если прежде мечты о порядке и сверхдержавности вызывали в общественной памяти наведенные «светлые» воспоминания о Сталине и его времени, то сейчас Сталин воспринимается как чуть ли не символ социальной справедливости. Мол, простые люди, трудящиеся, жили при нём хорошо. А чиновники и всяческое начальство знали свое место и не смели воровать.
Но есть у этой общей версии, что называется, нюансы.
— Во-первых, сталинистам XXI века свойственно некоторое лукавство, как мне кажется, — говорит Шмидт. — Они прекрасно понимают, что Сталин и сталинизм уже невозможны, поэтому разнообразные риски и угрозы тех времен — в том числе и для «маленького человека» — отсутствуют, им ничего не угрожает. Значит, славить Сталина вполне безопасно, он ведь все равно не вернётся.
Во-вторых, интересно наблюдать, что культ Сталина не просто опережает культ Ленина в головах просоветски настроенных граждан, но, по сути, вытесняет его. Ленин это все-таки символ революции, подрыва стабильности, каких-то радикальных перемен. Этого явно боятся. А вот Сталин — это символ то ли замороженной, то ли работающей как часы системы, и такой образ страны выглядит привлекательным.
Я разглядывал недавно сборник материалов 23-й молодёжной конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы» (состоялась в декабре 2019 года). Организаторы конференции — обком КПРФ, председатель оргкомитета — первый секретарь областного комитета КПРФ Сергей Левченко. Бросилось в глаза обилие Сталина, а не Ленина среди материалов. Сами организаторы объясняют это так: «Особое внимание к личности и эпохе И. В. Сталина не случайно — конференция проходила в рамках подготовки к 140-летию со дня его рождения». Обратим внимание — конференция происходит накануне 150-летия Ленина, об этом ни слова. Главное — 140-летие Сталина.
Ну и, в-третьих, я бы обратил внимание на то, что большинство исповедующих «культ Сталина» не особенно заморачивается темой оправдания беззакония репрессий, темой жертв, принесённых на алтарь индустриализации и геополитического величия. Но есть и активное меньшинство, которое с упорством, достойным лучшего применения, мучительно продолжает искать и сочинять оправдания всему этому.
Дискуссии со сталинистами носят намного более жаркий характер, чем в эпоху перестройки (могу сравнивать, в том числе, и на своем опыте). Ищущих оправдания все дальше уносит в сторону уже не банальных исторических фальсификаций, сколько полноценных мифологий и легенд. Научного содержания становится все меньше и меньше.