Бывшая сотрудница Заларинского почтамта Дарья Бутакова собирает документы на оформление пособия по безработице. В небольшом посёлке работу найти сложно. Тем более что вместе с ней безработными оказались около 30 коллег.
«Сокращения не было, никаких бумаг не было. В январе нас собрали и сказали, что нужно подписать заявления по соглашению сторон. Срок нам дали один месяц — с первого февраля до первого марта нужно было заполнить эти бумаги, — рассказывает Бутакова. — Тем, кто откажется уходить, пригрозили, что вынудят уволиться по собственному желанию. Начальница сказала, что все работники могут потом устроиться в Саянск. Что всех она возьмёт».
Уволенные сотрудники с трудом представляют, как можно каждый день из Заларей ездить в Саянск к восьми утра. Прямых рейсов между населёнными пунктами нет. Сначала нужно доехать из Заларей до города Зимы на электричке, самая ранняя выходит в девять утра. Потом до Саянска на автобусе. На дорогу уходит 1,5 часа в одну сторону.
«Начальство нам предложило: „Собирайтесь по пять человек и приезжайте на своих машинах“. Чтобы успевать на работу к 8 часам, нам надо выезжать в 6.30, — рассуждает Дарья. — А сколько денег уйдёт на бензин? Ещё покушать что-то надо. Это нам никто не собирается компенсировать. А зарплата — 15 тысяч».
Когда только объявили о реорганизации, она пыталась бороться за своё прежнее место. Заявила начальству, что не будет увольняться, и написала письмо президенту. Через несколько дней Дарье позвонили. Разумеется, не из администрации президента, а из управления почты. Обращение Дарьи просто переслали её начальству. «Женщина, которая звонила, пристыдила меня, зачем я жалуюсь. Мол, им теперь разбираться, — вспоминает Дарья. — Меня предупредили, что, если я и дальше буду упорствовать, не захочу увольняться, в холодном помещении мне поставят стол и стул. Работы для меня не будет, я просто буду сидеть там. Я была вынуждена подписать заявление на увольнение вместе со всеми».
«Пришла какая-то „Почта России“, одни неприятности»
Коллега Дарьи, которая попросила не называть её имени, согласилась ездить на работу в Саянск. Сотрудницу почты такая перспектива не устраивает, но другого выхода она не видит. У нашей собеседницы четверо детей, в посёлке ей будет трудно найти работу.
Жители Заларинского района узнали об увольнении почтовиков из газеты «Сельская новь». «Мы возмущены. Закрывают почтамты, переводят всё дальше. Скоро в Москву будем за почтой ездить, — волнуется член совета ветеранов Раиса Высотина, она живёт в деревне Семёновск, что в 34 километрах от Заларей. — Люди останутся без работы! Это немыслимо. Раньше была наша родная почта, всё было хорошо. А теперь пришла какая-то „Почта России“, одни неприятности».
Деревенские жители переживают, что из-за укрупнения не смогут вовремя получать газеты и пенсии. К Заларинскому почтамту относились почтовые отделения Нукутского района. Всего в Заларинском и Нукутском районах 28 почтовых отделений, которые теперь переходят к Саянску. Из Заларей жителям деревень развозили газету «Свет Октября». Сейчас корреспонденцию, газеты и журналы, товары из Иркутска сначала будут возить в Саянск, там сортировать, а потом отправлять обратно — в Залари и другие населённые пункты.
Заместитель начальника Саянского почтамта Александр Кузенков подтвердил, что почтамты в Заларях и Куйтуне закрываются. «Сроки доставки корреспонденции не нарушатся, — сказал он. — Для жителей этих районов ничего не изменится, отделения продолжают работать. Мы только переводим почтамты в Саянск». Сколько сотрудников уволено, какая их часть продолжит работу в Саянске, замначальника ответить затруднился.
Главный редактор «Сельской нови» Надежда Сапёрова не верит, что представители «Почты России» смогут выдерживать сроки доставки. По её словам, задержки уже случались. «Мы со страхом ждём следующего выпуска газеты, — говорит главред. — Газета выходит в пятницу, наши читатели хотят получить её в этот день. У нас 3,5 тысячи подписчиков по всему району. Мы коммерческое предприятие, зарабатываем на рекламе, поздравлениях. Важно, чтобы газета доходила до читателей вовремя. За свои услуги почта берёт половину выручки газеты, для нас это существенные суммы. У нас и до этого были неприятные ситуации, когда почта срывала сроки доставки. Думаю, при новой логистике, когда тираж сначала везут мимо Заларей в Саянский почтамт, а оттуда обратно в Залари и по району, скорее всего, почтовики не будут успевать развозить газеты по деревням вовремя. Нашу газету выписывают в 42 деревнях, расстояние только между дальними точками — больше 100 километров».
На почту — за продуктами
Количество почтовых отделений с каждым годом сокращается, рассказывает заместитель мэра Заларинского района Любовь Воронина. Многие отделения переводят с ежедневной работы на неполную рабочую неделю. Урезают зарплаты.
На почту в деревнях люди приходят не только за газетами и пенсией, но и за продуктами. Во многих селениях, например, в Наратае Заларинского района, нет магазинов. А там, где магазины есть, товары стоят дороже, чем на почте. «В районе есть деревня Моисеевка, там магазин через стенку с почтой. Но это не мешает почтальону делать хороший оборот», — рассказывает бывшая сотрудница почты Бутакова.
На Заларинском почтамте она работала на разгрузке и сортировке товаров, которые потом отправляли по деревенским отделениям. «Иной раз машины приходили с грузом по 10 тонн. Только одной муки привозили по пять тонн. Были и сахар, и консервы. Эти товары пользовались спросом. На почте людям выгоднее брать продукты. Товары — постельное бельё, одеяла — хорошего качества, их охотно покупали в деревнях. В последний месяц работы товарооборот почтамта был 2,5 миллиона рублей», — говорит Бутакова.
Эксперименты в Куйтуне
В Куйтуне сбои с выплатами пособий уже начались, сообщила глава посёлка Людмила Яковлева. В марте люди не смогли вовремя получить пенсию. Пенсионеры, как привыкли, пришли утром на почту. Им сказали, что денег нет, нужно ждать до вечера.
«О том, что будет укрупнение, меня как главу муниципалитета не предупреждали. В администрацию прибежала сотрудница почты вся в слезах, рассказала, что работникам предлагают уволиться, попросила помощи, — говорит Яковлева. — Я обратилась в различные инстанции, к директору макрорегиона „Сибирь“ „Почты России“. В ответ „волшебные слова“ — реструктуризация, оптимизация и так далее. Сплошные канцеляризмы. Мне непонятно, почему над Куйтуном нужно проводить эксперименты. На почтамте подобран работоспособный коллектив. Они давали выручку даже больше, чем в городах Усолье-Сибирском, Черемхове и в том же Саянске, к которому наш почтамт присоединили».
Из 33 сотрудников Куйтунского почтамта останутся 10: начальник, заместитель, два оператора и шесть почтальонов. Остальным придётся искать другую работу.
Государство постепенно уходит из деревень и посёлков. Закрываются медпункты, школы и полицейские участки. «Почта России» придерживается этой тенденции — сокращает количество отделений, объединяет почтамты и оставляет их только в крупных населённых пунктах. Если даже бюджетные организации сокращают своё присутствие в населённых пунктах, то коммерческому предприятию тем более никто не может приказать сохранять сельские отделения.